Land Rover Discovery III. Купание черного коня

Говорим «бездорожье» — подразумеваем Land Rover. Именно к такому восприятию марки приучили нас за долгие годы английские маркетологи. А потому на долю Land Rover Discovery выпала разведка этапов экспедиции «Волок», проходящих по средней полосе России. В здешних лесах все проселки — сплошь лесовозного и тракторного происхождения, что в сумме с весенней распутицей осложняет задачу в разы.

Land Rover у нас — абсолютно стандартный, и движение по пересеченке одной машиной, без лебедок и прочего внедорожного оборудования выглядело, мягко говоря, авантюрой, особенно если учесть серьезность поставленной задачи, где цена ошибки — возможный срыв проекта. Съехать с асфальтированных дорог во все тяжкие планировалось в городе Спас-Клепики Рязанской области, и проехать... столько, сколько возможно за четверо суток по только-только оттаявшей природе на юг.

Двигатель бензиновый 4.4 (4394 см³)
Мощность 295 л.с.
Коробка передач автоматическая (6 ступеней)
Привод полный
Разгон до сотни 8,6 секунды
Максимальная скорость 195 км/ч
Расход топлива (л/100 км)
город / трасса / смешанный 20,9 / 11,6 / 15,0

Дорожный просвет 240 мм
Габариты (длина×ширина×высота) 4835×2009×1887 мм
Объем багажника 1124–1950 л
Объем топливного бака 86 л
Масса автомобиля 2536 кг


 

Мещерские леса приняли нас в свои ветвистые объятия с широко распростертыми лужами. Disco уверенно штурмовал малые и не очень водные преграды, и все было легко и весело, пока мы не выехали на полностью затопленную весенним половодьем дорогу. В таких случаях спешка противопоказана, и штурман, а по совместительству и фотограф Андрей Саакян отправился открывать купальный сезон, измеряя собой глубины и размечая траекторию проезда. На преодоление шестисот метров затопленной дороги ушло около часа, Discovery частенько погружался по фары, но стоически выдержал акт форменного вандализма. В ходе купания «черного коня» выяснились очень любопытные детали конструкции, о которых в обычных режимах эксплуатации мало кто задумывается.

Как известно, преодоление глубоких бродов опасно двумя неприятностями. Первая — попадание воды в воздухозаборник, а, следовательно, в цилиндры двигателя. Следствием «протечки» обычно бывает гидроудар — деформация поршня или шатуна о несжимаемый объем воды, превышающий объем камеры сгорания. У Disco заветное отверстие находится с первого взгляда очень уязвимо — прямо снаружи правого переднего крыла. Такое решение пугает воображение лишь сперва. Затем приходит понимание, что, во-первых, очень легко отслеживать запас глубины в бродах, а во-вторых, в движении под окошком воздухозаборника создается естественное разряжение, обусловленное геометрией машины, и уровень воды в этой точке заметно ниже, чем где-либо еще. Такая вот занимательная гидродинамика.
Вторая опасность — залив электронных «мозгов», расположенных в салоне автомобиля и страдающих при протечке влаги сквозь уплотнители дверей, педального узла и рычага коробки передач. Герметичных автомобилей до сих пор мне видеть не приходилось. Land Rover стал настоящим откровением — салон остался абсолютно сухим, через многорядную полосу обороны резиновых уплотнителей не просочилось ни капли, хотя уровень воды был практически все время выше порогов.

Осознавая ответственность перед читателями, а уж тем более владельцами Land Rover Discovery III, напомню: повторение эксперимента может привести к затоплению автомобиля, как частичному, так и полному, тотальному, т.е. на совсем... Рекомендую всегда помнить старые русские поговорки: "Не зная броду — не суйся в воду" и "Не ищи моря, и в луже утонешь". 

Слив воду из сапог, мы еще долго плутали по песчаным дорожкам с целью выбраться в район города Спасск-Рязанский. В особо заболоченных местах наше основанное на опыте стереотипное мышление входило в постоянный конфликт с электронным интеллектом системы Terrain Response, точно знающим как (с точки зрения английских лордов) бороться с основной российской бедой — тотальным бездорожьем. Как нельзя рассуждать о вкусе устриц, не попробовав, так и британские настройки непригодны для русского леса. Ничего общего с действительностью. Электронный мозг приходится обманывать, добиваясь именного того результата, что нужен тебе. В колее включать режим «снег», на болоте — «камни», ну и так далее. Справиться, конечно, можно, но куда проще было бы найти общий язык с машиной, которая четко исполняет команды, а не покровительственно берет инициативу на себя. В Disco водитель по сценарию вторичен, он — пассажир, просматривающий в удобном кресле с командирской посадкой медленно проплывающие за окном картинки в стиле телеканала Discovery.


Вот бы зубастые шины нашей машине... "Прилипать" на ровном месте после ратных подвигов на водах — обидно и стыдно!

С пересечением реки Ока мы ступили в зону лесостепей. Начали преобладать полевые дороги, и в этом оказалась основная сложность. Набухшие от влаги поля очень коварны: вроде с виду земля сухая, а на поверку — настоящий студень, пластилин! На эту удочку мы и попались на закате. Интуиция подсказала, что под травой что-то неладное, Андрей вышел проверить грунт, но его вес сыра земля выдержала без проблем, а вот почти трехтонный Land Rover в этом месте «прилип» в одночасье, прорезав шинами дерн. Ситуация патовая. Машина стоит на месте, ничем не цепляется, но с каждым проворотом колеса неумолимо заглубляются по направлению к ядру планеты... Буксовать бессмысленно, помощи ждать неоткуда, светового времени осталось от силы минут двадцать. Утро вечера мудренее: решаем не заниматься ночной эвакуацией, ложимся спать посреди поля.

Наутро было очень приятно увидеть, что Discovery не засосало, и он замер на вчерашней отметке. В списке внедорожных сценариев системы Terrain Response не нашлось ни одного режима, способного перехитрить отсутствие грязевых шин. Деревьев вокруг нет, домкратить колеса бесполезно — домкрат точно так же утонет в глине. Идти за трактором? Несолидно как-то... Последняя попытка. Неспешно срываем земляные валики перед колесами, находим единственный в округе куст и обстригаем ветки. Ими выстраиваем гать для движения задним ходом. Рукоятку Terrain Response — в положение «Камни»: именно в этом режиме автоматика наиболее шустро блокирует межосевой и задний межколесный дифференциалы, и на первой пониженной плавно пытаемся накатиться на настеленные ветки... Получилось!

  

Land Rover не поощряет быстрой езды — это в очередной раз стало ясно, когда мы объезжали полосу распутицы по далекому от идеала асфальту. Подвеска очень комфортная, но слишком валкая с точки зрения активной езды, да и грубых ошибок сэр Discovery не переносит. При попадании в глубокую яму на высокой скорости подвеска замыкается на пробой, что сразу остужает пыл и настраивает на размеренное передвижение и внимательное отношение к состоянию дороги. Никакой спортивности и брутальности, уютная яхта не любит штормов и быстрых течений.

С качкой в Land Rover приходится мириться постоянно. Каждая яма отзывается каким-либо колебанием, а при монотонном движении по грунтовкам за день езды устаешь так, что сил на установку палаток и прочие атрибуты туристической жизни уже не остается — засыпаешь буквально за рулем, лишь откинув спинку кресла. Спешка за рулем Disco увеличивает амплитуды колебаний и усиливает утомляемость, и именно поэтому ежедневный пробег на машине у нас не выходил за рамки 700 км.

Ровные полевые дороги Воронежской области позволили отвести душу. Конечно, автомобиль далек от раллийных стихий, но на прямиках раскочегарить Disco до 80-90 км/ч — пара пустяков. Главное — не просмотреть какую-нибудь глубокую яму или канаву.

В кромешной ночи наш Land Rover уперся в реку Красивая Меча, через которую по карте в этом месте должен был быть мост. Его следы действительно угадывались в контурах берегов, но строение явно уплыло вниз по течению несколькими годами ранее. Обычное для России явление. Попытка прорваться вдоль русла реки до асфальта быстро привела в тупик; Disco оказался зажат между обрывистым склоном и водой. Возвращаться назад желания не возникало, и я решил попробовать забраться на высокий уступ по крутому руслу оврага. Трюк вышел, но на самом пределе сцепления шин и риске откатиться назад в реку при неблагополучном исходе. Здесь очень на руку сыграла длинноходная независимая пневмоподвеска, грамотное распределение крутящего момента по колесам и очень тяговитый мотор. Отличное сочетание для подобных препятствий!


Как ни крути, а Disco рожден для пампасов, открытий и странствий. Ездить же на нем по городу... Ну, разве что до путешествия и сразу после

Отправляясь в эту поездку, я боялся, что бензиновый мотор в условиях бездорожья отличится непомерной прожорливостью, чем омрачит удовольствие от поездки. Реальность оказалась куда более радужной. Благодаря спокойному характеру внедорожника, не провоцирующего на активные ускорения, расход топлива удавалось удерживать в диапазоне 16-18 литров на «сотню», что очень скромно с учетом могучего четырехлитрового сердца с шильдиком V8. Хотя, конечно, дизель был бы предпочтительнее.

За четыре дня пути удалось добраться до Белогорья Воронежской области. Лимиты времени исчерпаны. Череда водительских и штурманских ошибок не позволила прорваться дальше. Расставаться с Discovery очень не хотелось. Разве есть еще внедорожник, настолько полно отвечающий духу приключений, и действующий на человека столь умиротворяюще... Одно слово — Англия. Ее дух здесь в каждой гайке. 

Текст Алексей МОЧАЛОВ
Фото Андрей СААКЯН